ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КТД
Данные приёмы можно использовать на этапе коллективного планирования дела или для организации последействия:
Мозговая атака или Мозговой штурм
Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментарии не допускаются. Когда все идеи собраны, проводится коллективное обсуждение. При этом необходимо найти рациональное в любом предложении, попытаться соединить их в целое.
Рейтинг идей
Отбор идей, когда из множества вариантов надо выбрать наилучшую (наилучшие). До выбора коллективу должна быть ясна суть каждой идеи. Идеи могут выбираться обычным голосованием или каким-нибудь игровым способом.
Защита идей
До выбора идей каждый автор идеи или микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения задачи: аргументирует её ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей.
На этапе коллективного подведения итогов можно воспользоваться следующими приёмами:
Рюкзак
Игра относится к разряду рефлексивных игр и чаще всего используется на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учёбе. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый игрок не просто фиксирует свой успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».
Примеры высказываний игроков:
- Я кладу в рюкзак умение составлять план текста.
- Я разобрался в теме «Виды словосочетаний».
- Я наконец-то запомнил теорему Пифагора!
Игра может так же использоваться для фиксации продвижения ребёнка в построении взаимоотношений с другими детьми. Тогда в рюкзак «складываются» коммуникативные умения или личностные качества.
Например:
- Я запомнила всех ребят по именам.
- Мне удалось за целый день ни с кем ни разу не поспорить…
Приём «рюкзака» можно использовать и в качестве рефлексии по проделанной работе или по окончании совместной деятельности, а так же как приём анализа настроения участников мероприятия, тренинга, занятия.
Например:
- Я кладу в рюкзак своё хорошее настроение.
- Я кладу в рюкзак обиду за проигрыш…
Пятёрочка
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
10 баллов
Оценить по 10-бальной шкале участие в общей работе с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
|