КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
В практике организации свободного времени детей и подростков сложилось не мало форм организации внеурочных занятий. Многообразие способов подготовки и проведения мероприятий с воспитанниками, выделение отличительных и схожих приёмов работы педагога, дают право классифицировать существующие формы внеурочной работы на основании следующих критериев:
1. Количество участников, оптимальное для организации данной формы. С точки зрения данного критерия все формы работы можно разделить на три вида: групповые (количество участников от 2-3 до 25-30 человек, т.е. класс, отряд, группа); массовые (свыше 30 человек, или предполагающие участие одновременно нескольких групп (классов, отрядов); индивидуальные.
2. Возраст участников, которые одновременно могут быть задействованы в мероприятии. Есть мероприятия рассчитанные на разновозрастный коллектив (например. праздники, концерты и т.п.), а есть такие, которые оптимально проводить с группой, в которой дети одного возраста (экскурсии, беседы и др.)
3. Степень участия детей в подготовке мероприятия, необходимость и возможность такого участия. Праздник не возможно подготовить без привлечения подопечных, которые разучивают стихи и песни, готовят инсценировки и т.д. А вот для подготовки экскурсии совсем не обязательно участие детей. Таким образом, есть формы работы, организуемые самим педагогом, а есть - требующие совместного участия детей и педагога.
4. Условия проведения мероприятия, достаточные в данном учреждении или требующие специальных условий проведения, например, за пределами учреждения. С позиции данного критерия все формы работы делятся на проводимые в учреждении, и проводимые за пределами учреждения. К последним прежде всего относятся экскурсии, поездки, походы.
5. Периодичность организации данной формы работы. Работы кружков, студий, секций требует определённой последовательности (например, два раза в неделю, или четыре раза в месяц и т.п.). А вот игры, праздники, соревнования и другие способы организации свободного времени такой периодичности не требуют, а потому считаются - единоразовыми.
Не трудно заметить, что одна и та же конкретная форма работы с точки зрения разных критериев может принадлежать к разным группам и видам. Для удобства все существующие формы внеурочной работы разделили на четыре основные группы:
- МАЛЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ (групповые, для одного возраста, организованные педагогом, проводятся в учреждении, единоразовые)
- КРУПНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ (массовые, разновозрастные, организованные совместно, проводятся в учреждении, единоразовые)
- ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ (групповые, для одного возраста, организованные педагогом, проводятся вне учреждения, единоразовые)
- КРУЖКОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ (массовые, разновозрастные, организованные педагогом, проводятся в учреждении, периодические)
|